- АСКЕТИЗМ
- (греч. askeo-упражняться) - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждении, подавление чувственных стремлений ради до- стяжения к.-л социальных целей для нравственного самосовершенствования. В истории домарксистских моральных учений А. обычно противопоставлялся гедонизму и эпикуреизму. Корни А. уходят в первобытное об-во, когда материальные условия жизни требовали от людей высокой физической выносливости, способности переносить крайние лишения Эта объективная потребность нашла выражение в особого рода религиозных ритуалах. Так, посредством обряда инициации происходило посвящение подростков в мужчин. Обряд включал длительный пост, изоляцию, подпиливание зубов и т. п. и имел целью внушить юношам мысль о необходимости стойко переносить невзгоды и лишения. Иной смысл приобрел принцип А. в классовом об-ве. Первые попытки обосновать его теоретически мы находим в религиях Древн. Востока, в пифагорейском религиозном учении, затем в христианстве. Здесь аскетическое подвижничество рассматривалось как путь к нравственному совершенству - как преодоление человеком материального начала и развитие его духовной субстанции («умерщвление плоти» и «воссоединение с богом» в христианстве) Действительный же социальный смысл этого принципа заключался в распространении среди народных масс идеи необходимости отказа от стремления к жизненным благам, к-рыми пользовались господствующие классы т. обр., проповедь
А. служила идеологическим средством оправдания классового строя и укрепления его основ. Напр., институт монашества, к-рый предусматривал А. священнослужителей (посты, безбрачие, самоистязание), создавал вокруг них ореол святости и пропагандировал идею воздержания среди трудящихся С критикой религиозного А. выступили идеологи революционной буржуазии (Гуманизм). Однако реабилитация человеческих потребностей в буржуазной идеологии была внутренне противоречива. Провозгласив право человека на наслаждение, буржуазное об-во не обеспечивает реальных возможностей наслаждаться для большинства людей (бедность, социальное неравенство и т. д.) Капитализм, сделавший частную собственность всеобщим мерилом человеческих отношений, уродует сами потребности людей, сводя их к одностороннему чувству обладания. А иногда проповедовался идеологами угнетенных классов как протест против роскоши имущих и как путь мобилизации сил для борьбы за справедливое об-во (крестьянские и ранние пролетарские движения). Элементы А. содержатся также в различных теориях «уравнительного коммунизма», проповедующих ограничение самых необходимых материальных потребностей всех членов об-ва В совр. эпоху нек-рые принципы А в той мере, в какой они противополагаются казенной буржуазной морали, угару потребительства и идеалам гедонизма, являются идеологией определенных массовых слоев капиталистического об-ва (городские низы, иммигрантские группы, часть студенческой молодежи и др.), участвующих в общедемократическом движении. Но одновременно в качестве особой формы морального нигилизма складывается и анархо-А. Привлекая отдельные элементы привилегированных слоев населения, такой А. выступает в роли ниспровергателя культуры и морали Искаженно истолковывая соотношение революционности и морали, не признавая морального значения единства действий и дисциплины, сторонники такого А в экстремистских актах аморализма видят гл. средство расшатывания всех механизмов функционирования существующего об-ва. Подобный А. не приемлет позитивные программы социального переустройства и организованную борьбу трудящихся, а потому оказывается лишь превращенной формой социального бессилия, фактором раскола демократических сил, компрометации революционной морали, смелым орудием реакции. В отдельных случаях и в условиях социализма А. может стать формой оживления мелкобуржуазной морали, выражаясь в защите идей уравнительства, в пропаганде сохранения бедности и Отсталости как рычагов революционного энтузиазма, в попрании культурных и моральных ценностей. Научному коммунизму чужда идея А., поскольку он предполагает создание высокоразвитого общественного производства при полном удовлетворении потребностей людей. Правда, в определенных условиях в процессе строительства коммунистического об-ва может возникнуть временная необходимость в ограничении потребностей, что обычно связано с преодолением исключительных экономических и политических трудностей. Однако требование самоограничения не может служить всеобщим принципом коммунистической нравственности, к-рая исходит из принципа «Все во имя человека, для блага человека». Вместе с тем коммунистическая мораль отвергает и др. крайность - сведение смысла жизни к погоне за наслаждениями, проповедь распущенности и неоправданной роскоши. Потребности" людей должны удовлетворяться гармонично, исходя из научно обоснованных норм потребления, возможностей развития общественного производства и индивидуальных особенностей людей.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.