- БУДДИЗМ
- (санскрит buddha -просветленный) - одна из мировых религий Возник в VI-V вв. до н. э. в Индии и получил распространение в Центральной, Южной и Восточной Азии. Верующие буряты, калмыки и тувинцы исповедуют Б. в форме ламаизма, сложившегося в XIV-XV вв. в Тибете, Легендарным основателем Б. считают Будду - царевича Сиддхартху Гаутаму (он же - Шакьямуни, т. е. «мудрец из рода шакьев»), якобы жившего в долине Ганга (Индия). Проведя во дворце отца безмятежные детство и молодость, он, потрясенный встречами с больным, стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. После «великого прозрения» стал странствующим проповедником новой религии и морали, основателем буддийской монашеской общины. Отрывочные сведения о его жизни и проповеднической деятельности имеются в канонической литературе Б. Более подробные его «биографии» (Махавасту, Буддхачарита, Лалитавистара и др.) составлены во II-III вв. н. э. В них сведения, могущие быть отголосками действительных событий, переплетаются с описаниями чудес и др. плодами религиозной фантазии. Хотя физическая смерть, по представлениям буддистов, не прекращает существования, т. к. умерший возрождается в др. человеке, божестве, духе, животном и т. д, такое перерождение, согласно этическому учению Б., не благо, а зло. ибо бытие в любой его форме - страдание. Бытие-страдание безначально божественный творец не мог бы создать столь несовершенный мир. Благость высших божеств - будд, достигших абсолютного совершенства в результате бесконечного множества перерождений и накопления добродетелей, в том, что они указывают путь к спасению, к преодолению страданий, способ достижения абсолютного небытия (нирваны). Форма перерождения Живого существа, его жизненный путь и страдания определяются его кармой, т. е- деяниями, мыслями, чувствами во время прежних перерождений. Причина новых перерождений - привязанность к жизни. Перестать перерождаться, учит Б., может только тот, кто смиренно и покорно будет перекосить любые мучения, порвет земные привязанности, подавит в себе все чувства, стремления, желания. Одно из важнейших моральных требований Б.- соблюдение «ахинсы», т. е. отказ от нанесения вреда кому бы то ни было, воздержание от «ответа злом на зло». Идеалом Б. является созерцатель, подавивший в себе все эмоции, бесстрастно взирающий на несправедливость, насилие, угнетение. В ламаизме вся жизнь верующего регламентируется подробно разработанным учением о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях», в к-рых конкретизируется этика раннего Б. грехи делятся на телесные (лишение жизни, взятие неданного, развратная жизнь), речевые (ложь, клевета, злословие, насмешка) и грехи сознания (зависть, злоба, ересь), соответственно предусмотрены наказания, ожидающие согрешившего. Добродетели (напр., милосердие, раздача милостыни, правдивость, усмирение вражды, почитание «священного писания», умеренность, вера в истину религии) вознаграждаются лучшим перерождением, пребыванием в раю, окончательным спасением (нирвана). Т. обр., покорность тем, в чьих руках в эксплуататорском об-ве находятся богатство, сила и власть, объявляется Б. путем к спасению, к «небесной награде за земные страдания». В этом состоит реакционная социальная сущность этики Б.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.