ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ
(лат. in dividuum - неделимое, особь) - принцип обоснования нравственности и выбора ориентации, линии поведения, к-рый основывается на мировоззренческой позиции, противопоставляющей т. зр. индивида, взятого вне его социальных связей, об-ву, всякой социальности. Об-во, исходя из этой позиции, есть нечто привходящее, побочное по отношению к природе человека, к-рый призван утверждать свою индивидуальность и нравственность вопреки «внешним», социальным зависимостям. Т. обр., И. означает отречение человека от собственной культурно-исторической сущности, от того содержания человеческой жизни, к-рым она может быть наполнена только в системе общественных связей между людьми (Человек и общество). Позиция И. выступает как противоположность коллективизму, но вместе с тем, по сути дела, И. враждебен всякому личностному развитию человека, в особенности его развитию как нравственного субъекта, ибо, лишь выходя за рамки непосредственно индивидуального существования, человек обретает себя как нравственно самостоятельную личность. И. же, уводя его от восприятия социальных проблем как своих личных и лишая его открытости навстречу судьбам др. людей, обрекает индивида на мировоззренческую замкнутость. Моральная ориентация И. - это эгоизм, нередко опирающийся на критерии утилитаризма или гедонизма, в крайних формах она приводит к анархизму, цинизму и ниилиз. Характерные индивидуалистические качества -корыстолюбие, тщеславие, честолюбие, карьеризм, чванство. Следовательно, И. столь же антигуманистичен, как и апелляция в морали к внешним, безличным силам (Авторитаризм, Отчуждение). Поэтому противопоставление И. этим силам лишь внешнее, а в конечном счете -мнимое. И. не свойствен примитивным или сохраняющим в себе архаику об-вам, где индивиды включены в социальное целое непосредственно, как его частицы, лишенные самостоятельности, подчиненные унифицирующей регуляции извне (они выступают в своих поступках и помыслах как объект действия принятых норм, ритуалов, табу). И. возникает лишь в развитом классовом об-ве, где индивиды обретают нек-рую самостоятельность, но в то же время лишены возможности проявлять ее в нравственной деятельности из-за уродливой, отчужденной формы существования культуры. В наибольшей степени И. питают буржуазные частнособственнические отношения, к-рые К. Маркс называл «чисто атомистическими» (т, 23, с. 103). Из этой «атомистичности» и вырастает иллюзия изначальной несоци-альности "индивида-одиночки, такова почва всей идеологии И. (от раннебуржуазного либерализма до утопии типа мютюализма Придана и т. п.). Его принципы получили отражение в различных буржуазных этических теориях (Общественный договор. Нравственного чувства теории. Эвдемонизм), но И. как форма осознания разрыва личности с социальной средой и противопоставления последней своей индивидуальности (ибо не найдены альтернативные en формы социальности, коллективных связей и солидарной борьбы) всегда по природе своей не адекватен прогрессивному содержанию, к-рое в эту форму вкладывается (Эгоизма теории). В идеологии совр. капитализма идеи И. претерпели кризис, на смену им приходит и усиливается тенденция технократического анти-И., отрицание высшей ценности личности, сциентистское приравнивание ее к «социальной» вещи, проповедь <научно» разработанной системы манипуляции человеком и его сознанием. В противовес этому марксистская философия и этика ориентируют на устранение самой исторической почвы, на к-рой вырастают как И, так и буржуазный анти-И. Вместо суррогатов коллективности марксизм провозглашает борьбу за такую коллективность, к-рая формирует всесторонность и целостность в каждом человеке (Всестороннее, целостное развитие личности). Для коммунистического мировоззрения условием свободного развития всех является свободное развитие каждого (Маркс К; Энгельс Ф.. т. 4, с. 447). Напротив, И. враждебен логике взаимосвязи развития всех с развитием каждого. Пережитки И. преодолеваются в процессе коммунистического воспитания путем культивирования в человеке его общественной сущности, активной жизненной позиции, самостоятельности, инициативно-творческого начала (Самодеятельность и творчество), ответственности и коллективной солидарности.


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИНДИВИДУАЛИЗМ" в других словарях:

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — (от лат. individuum особь) понятие, обозначающее признание приоритета интересов индивида над коллективными или институциональными интересами. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода,… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — (individualism) Политический индивидуализм (в его наиболее распространенном, хотя и не единственном смысле) – основополагающая убежденность в защите прав личности от посягательств со стороны государства и политической власти. Вместе с тем… …   Политология. Словарь.

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — выделение; стремление личности сохранить неприкосновенными свои отличительные особенности и черты; желание испытывать наименьшую зависимость от государства и наименьшее давление со стороны общества; позыв к самостоятельности и свободе в области… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • индивидуализм — ячность, ячество Словарь русских синонимов. индивидуализм ячество, ячность (разг.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • индивидуализм — а, м. individualisme m. Вся сумма качеств и признаков, характеризующих ту или другую личность; нравственная физиономия, или, еесли так можно выразиться, самость лица. Павленков 1911. Стремление к яркому выражению личности, независимому от… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Индивидуализм —  Индивидуализм  ♦ Individualisme    Стремление ставить индивидуума выше вида или общества, а то и вообще выше всего на свете (например, выше Бога или справедливости). Однако возникает вопрос: какого именно индивидуума? Если себя, то индивидуализм …   Философский словарь Спонвиля

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — ИНДИВИДУАЛИЗМ, мировоззренческая ориентация, ядро которой составляет принцип свободы индивида, реализуемый во всех сферах жизни (например, в политике в форме демократии, представляющей индивидуализм политической свободы и права; в экономике в… …   Современная энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • Индивидуализм — адамның, тұлғаның автономдық еріктігіне (бостандығына) ерекше құндылық беретін саяси және әлеуметтік философиялық ілім. Оның негізінде үш принцип жатыр деуге болады: барлық құндылықтар адамда түйіседі (тоғысады), яғни олар адам болмысымен… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Индивидуализм — ИНДИВИДУАЛИЗМ, мировоззренческая ориентация, ядро которой составляет принцип свободы индивида, реализуемый во всех сферах жизни (например, в политике в форме демократии, представляющей индивидуализм политической свободы и права; в экономике в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИНДИВИДУАЛИЗМ — (лат. idividuum неделимое) философско этический принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности. Возможны два подхода к рассмотрению И.: концептуальный в совокупности философских, этических,… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»