- ЙОГА
- (инд. - соединение, сочетание, средство) -учение о путях личного совершенствования и духовного освобождения, являющееся частью мн. религиозно-философских концепций Индии. Все известные попытки изложения И. так или иначе связаны с древнейшими источниками: И. Упани-шад и Гиты и йога-сутрами Па-танджали. Варианты в истолковании И. и в акценте на тех или иных ее направлениях определялись философско-этическими взглядами автора. В целом же все варианты И. представляют собой систему воспитания человека, его духа и тела; они разделяются на несколько направлений, характеризующих стороны разумной жизни. Хатха-йога - путь овладения телом, достигаемый воздержанием, соблюдением правил и сложными физическими упражнениями с целью приобретения силы, выносливости, выдержки. Карма-йога - практическое руководство к осуществлению религиозно-этического идеала деятельности, осн. условиями к-рой выступают: бескорыстие (делать, о плодах не заботясь - Бхагавадгита); умение не презирать себя; требование непривязанности, когда на смену страстному увлечению делом с признаками себялюбия («я» работаю, «мой» труд) приходит спокойное, уравновешенное отношение (саттва), раскрепощающее человека. Этот путь соответствует закону кармы, согласно к-рому любая деятельность оставляет свой след не только в этой жизни, но и в последующих (Буддизм). Бхакти-йога - гуть совершенствования, при к-ром духовное освобождение достигается любовью. В рамках религиозного понимания мира как проявления божества любовь выступает во всем многообразии ее проявлений: от эгоистических привязанностей до бескорыстной любви к миру как олицетворению совершенства. Любовь, т. обр., рассматривается как божественная сила и двигатель всего. Наиболее высокий уровень любви достигается правдивостью, искренностью, непричинением вреда всему живому. Эта форма любви, не знающая торговли, страха и соперничества, означает полное освобождение человека. Раджа-йога (царственная И.) ставит задачу научить человека владеть собой, уметь сосредоточиться, достигнуть дисциплины ума и способности управлять своим бессознательным. Для этих целей предлагается целый ряд упражнений, Джнана-йога - путь познания всего как целого и единого. Она противопоставляется науке, изучающей внешний мир фактов, и считается наиболее философским направлением Й-, обращенным к человеческой душе, в к-рой отражается абсолютная сущность мира, и пытающимся решить проблему бессмертия, конечного и бесконечного. Разделение и классификация направлений И. в разных религиозно-философских системах Индии (буддизм, джайнизм) варьируется, но везде нравственные принципы составляют важнейшую часть всего учения. Наиболее известны лекции о И. Вивеканапды, интегральная И. религиозного философа и поэта Ауробиндо Гхоша (1872-1950) и др. Отбрасывая сугубо религиозные и идеалистические идеи И. о достижении человеком абсолютной свободы, полном освобождении его от пут материального существования и т. п., совр. наука не проходит мимо нек-рых содержащихся в этом учении рекомендаций, способов воздействия на человека и его психику.
К
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.