ИСТИНА И НРАВСТВЕННОСТЬ

ИСТИНА И НРАВСТВЕННОСТЬ
. - Вопрос о том, отражают ли моральные представления людей нечто объективное, можно ли их считать истинными (или соответственно ложными), в самой различной форме ставился на протяжении почти всей истории этической мысли, начиная с древности. Большинство теоретиков прошлого отвечало на этот вопрос положительно Но то «объективное», что отражается моральным сознанием, понималось ими по-разному, в зависимости от их т. зр. на происхождение и источник нравственности. Объектом познания в морали объявлялись то божественная воля или разум, то вечные принципы справедливости, то нравственные законы мироздания или же не менее мифическая внеисторическая «природа человека»  (Абсолютизм, Рационализм). Но эти теории, как правило, не могли объяснить, каким образом возникают противоположные нравственные позиции. Поэтому такому взгляду противопоставлялась субъективно-идеалистическая т. зр., согласно к-рой моральные представления вообще не отражают ничего объективного (Скептицизм, Лппробативные теории), нравственность есть лишь область вкусов, предпочтений, того или иного рода произвола (Волюнтаризм). В совр буржуазной этике проблема соотношения И и н. приобрела вид вопроса о соотношении морали и науки. Согласно т. зр. этического натурализма моральные принципы могут быть обоснованы с помощью данных науки Большинство же буржуазных этиков это отвергают. Сторонники интуитивизма утверждают, что моральное знание совершенно уникально и достигается принципиально иным способом, чем научное. Неопозитивисты (Неопозитивизм) вообще отрицают, что моральные представления несут в себе к-л. знание, могут быть истинными. При решении данной проблемы марксистская этика исходит из того, что моральные идеи всегда так или иначе отражали существующую социальную действительность условия общественного бытия людей. Об-во, тот или иной класс создает моральные нормы, принципы, формулирует понятия добра и зла соответственно объективным историческим потребностям. Моральные представления этого об-ва или класса истинны в той мере, в какой его исторические возможности отвечают потребностям общественного прогресса. И когда тот или иной класс становился реакционным, а его господство превращалось в тормоз общественного прогресса, тогда его моральные представления переставали соответствовать историческим законам, наполнялись ложным содержанием. Др. сторона данной проблемы заключается в способе отражения исторических законов моральным сознанием. Возникнув задолго до общественно-исторической науки, моральное сознание выражало требования объективных законов общественного бытия неосознанно, в форме долженствования и ценности. Требования морали представлялись чем-то принципиально отличным от социальной необходимости, не связанным с ней. Поэтому во всей истории классового об-ва моральная форма общественного сознания была особенно перегружена фантастическими и фетишистскими представлениями относительно того, что именно она отражает. Коммунистическая нравственность, в основе к-рой лежит научное марксистское мировоззрение, исходит из "понимания действительного места человека в историческом процессе. Поэтому она впервые устраняет почву для фетишизма в морали. Отныне люди уже не просто стихийно и неосознанно вырабатывают свои идеи о нравственности, а все более сознательно сообразуют их с социально-историческими потребностями человечества, основывают их на знании объективных общественных законов. Как общественный (и нравственный) идеал коммунистическое об-во по своему содержанию в принципе совпадает с данными научного предвидения относительно развития исторического процесса и в этом смысле воплощает объективную истину.

Й


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ИСТИНА И НРАВСТВЕННОСТЬ" в других словарях:

  • Истина — У этого термина существуют и другие значения, см. Истина (значения). Истина  гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету[1]. Содержание 1 Определения 1.1 В философии …   Википедия

  • НРАВСТВЕННОСТЬ — в понятиях Св. Руси качество, относящееся к одной половине духовного быта (другая половина ум, умственное), но составляющее общее с ней духовное начало: к умственному относится истина и ложь, к нравственному добро и зло (В.И. Даль). Понятие… …   Русская история

  • СКЕПТИЦИЗМ — (греч. skeptikos разглядывающий, расследующий). 1. Моральный воззрение на человека, так или иначе принижающее его моральные возможности, отрицающее его нравственную дееспособность. Моральный С. может проявляться в самых различных формах: напр., в …   Словарь по этике

  • БУРЖУАЗНАЯ ЭТИКА — правила морали, в к рых нашли выражение мировоззрение буржуазии и ее моральное сознание. Соответственно различным периодам в истории капитализма, конкретным социальным условиям разных стран и положению различных слоев и общественных групп в Б. э …   Словарь по этике

  • ЛОГИКА МОРАЛЬНОГО ЯЗЫКА — совокупность логические форм морального яэыка, а также отношений и связей между ними. Марксистская этика исходит из того, что анализ этил форм » зависимостей должен прежде всего основываться на исследовании структуры морального сознания, в к ром… …   Словарь по этике

  • МОРАЛЬ И НАУКА — На первый взгляд М. и н., будучи различными формами общественного сознания, представляются настолько далеко отстоящими друг от друга, что трудно установить между ними тесную связь. Научное мышление это мышление теоретическое, к рое основано на… …   Словарь по этике

  • Философия — есть свободное исследование основных проблем бытия, человеческого познания, деятельности и красоты. Ф. имеет задачу весьма сложную и решает ее различным образом, стараясь соединить в одно разумное целое данные, добытые наукой, и религиозные… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Помпонацци, Пьетро — Пьетро Помпонацци Pietro Pomponazzi Дата рождения: 16 сентября 1462(1462 09 16) Место рождения …   Википедия

  • Помпонацци — Помпонацци, Пьетро Пьетро Помпонацци Pietro Pomponazzi Дата рождения: 16 сентября 1462(14620916) Место рождения …   Википедия

  • Помпонацци Пьетро — Пьетро Помпонацци (1462, Падуя  1525)  итальянский философ схоласт. Мыслитель периода ренессансного реализма (Макиавелли, Монтень, Эразм Роттердамский, Шекспир). Предложил ряд философских концепций. Родился в зажиточной семье в городе Падуя,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»