- КАУТСКИЙ (KAUTSKY) Карл
- (1854-1938) - теоретик нем. социал-демократии и Интернационала. Выступив со своей концепцией, направленной по замыслу против этического социализма этики Канта, он выдавал за марксистские ошибочные взгляды, извращающие марксизм. Истолковывая моральные явления вульгарно биологически. К, попытался совместить идеи социального дарвинизма с марксизмом. По словам К., этика марксизма - это прямое продолжение дарвинизма: Дарвин дал объяснение происхождению нравственности, а Маркс - объяснение нравственного идеала. В основе морали, по К., лежат социальные инстинкты человека: самоотверженность, храбрость, верность общему делу, дисциплина, правдивость по отношению к об-ву, честолюбие, к-рые имеют такую же силу, что и животные инстинкты самосохранения и размножения. Совокупность социальных инстинктов образует нравственный закон, всеобщее нравственное чувство - стремление делать то, что содействует благу об-ва, даже в том случае, если это наносит ущерб личному интересу. «Нравственный закон, - пишет К., - является не чем иным, как животным инстинктом, отсюда его таинственная природа, отсюда внутренний голос в нас, не стоящий ни в какой связи ни с каким внешним толчком или явным интересом». Обладающий чувством долга человек следует ему инстинктивно, без размышления. Специфически человеческое в морали К. видит лишь в нравственных нормах, сложившихся только с возникновением об-ва и подверженных постоянным изменениям. Направляя свои выводы против категорического императива Канта, по сути дела, К. приходит к тому же вневременному, абстрактному категорическому императиву, только объясненному биологически. Выступления К. против этического социализма сыграли нек-рую положительную роль, показав несостоятельность попыток соединения научного социализма с философией Канта. Но позитивная трактовка К. этических проблем, сводившая моменты абсолютного в морали к биологическому, а собственно общественное и историческое -к релятивному, извращала марксистское этическое учение. Позиция К.-это отказ от классовой характеристики морали: пролетарская и буржуазная мораль отличаются якобы лишь степенью интенсивности социальных инстинктов - у господствующих классов в период упадка социальные инстинкты слабеют, а у эксплуатируемых, наоборот, развиваются. К. приходит к выводу, что социализм возникает из социальных инстинктов, отрицая тем самым его научно-исторический характер. Осн. этические соч.: «Этика и материалистическое понимание истории» (рус. перевод 1922), «Происхождение морали» (рус. перевод 1906).
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.