ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И КЛАССОВОЕ В НРАВСТВЕННОСТИ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И КЛАССОВОЕ В НРАВСТВЕННОСТИ
. -Марксистско-ленинская этика исходит из положения об историческом и классовом характере морали. Она считает, что моральные требования обусловлена социальными отношениями, господствующими в об-ве, изменяются в соответствии с изменением общественного бытия человека ц понимаются различными классами по-разному, в зависимости от места этих классов в системе общественного разделения труда, их отношения к средствам производства. Всякая новая идея морали, возникающая исторически, утверждается в жизни об-ва посредством активной деятельности ее носителя, заинтересованного практически в ее всеобщем осуществлении. Этим носителем нравственно го сознания обычно и является вполне определенный класс, обладающий известными материальными и идеальными интересами, способностью организовать себя и целенаправленно воздействовать на развитие об-ва. Классы, выступающие на исторической арене, могут быть прогрессивными или ре акционными, трудящимися или эксплуататорскими. Этим и определяется характер и природа исповедуемой и проповедуемой ими морали. В результате возникают конфликты между различными типами морали, обычно разрешаемые в ходе смены одной общественно-экономической формации др., в условиях к-рой возникают новые противоречия. И так вплоть до утверждения коммунистической формации. Но, подвергая критике моральный абсолютизм, марксистская этика вместе с тем отвергает и т. зр. релятивизма. Ведь всякая классовая мораль отражает не просто особые интересы к.-л. класса, а объективные законы общественной жизни при данных исторических условиях, В отличие от узкосословной морали, классовая мораль имеет всеобщий характер, поскольку формирует требования для всех людей данного об-ва. Она либо становится господствующей в этом об-ве, либо является оппозиционной (в антагонистическом об-ве - революционной) и требует соответственно устранения существующих условий жизни и построения нового социального порядка. В обоих случаях классовая мораль выступает по форме как общечеловеческая. Но в действительности она становится таковой в зависимости от того, насколько она соответствует дальнейшему развитию исторического процесса. Наряду с этим в истории человечества, к-рая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются нек-рые общие для всех исторических эпох условия жизни людей и формы человеческого общежития. Сохраняется, следовательно, и преемственность тех или иных моральных требований. В осн. это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношения людей: не воровать, не убивать, помогать людям в трудностях, выполнять обещания, говорить правду и т. п. Во все времена так или иначе осуждались жестокость, жадность, трусость, лицемерие, вероломство, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность. Но вместе с тем по-разному понимались условия и границы применимости этих требований и относительное значение этих моральных качеств. Кроме того, если моральное содержание требований (какие поступки они предполагают) сохранялось примерно одинаковым, то совершенно различным в разные эпохи оказывался их социальный смысл (какие общественные потребности и задачи выполнялись при осуществлении этих требований). Общечеловеческой в морали является как совокупность определенных всеобщих нравственных требований, так и логическая структура морального сознания, форма, в к-рой выражаются его представления. В. более сложных моральных представлениях (в таких, напр., как понятия справедливости, человеколюбия, благодеяния, злодеяния) устойчивой оказывалась только абстрактная форма, способ, каким они определяются посредством др. моральных понятий (напр., те, что под человеколюбием понимается любовь к людям, уважение человеческого достоинства и т.д.), но содержание вкладывалось в эти понятия в разные эпохи разными классами каждый раз иное; эти понятия предполагали иногда совершенно различные поступки. В таких общих для всякой морали понятиях, как моральная норма, оценка, качество, принцип, нравственный идеалдобро, относительно устойчивым является только их логическая форма,  место, занимаемое ими в самых различных системах нравственности, выполняемая ими роль в моральном рассуждении и обосновании (Язык моральный. Логика морального языка). Коммунистическая нравственность сохраняет все созданные до нее формы морального сознания (нормы, оценки, идеалы и т. д.). Но в ней первоочередное значение приобретают более сложные формы - принципы, общественный идеал. Вместе с тем коммунистическая мораль включает «основные правила всякого человеческого общежития» (Ленин В. И„ т. 33, с. 102), осн. общечеловеческие моральные нормы, к-рые выработаны народными массами в течение тысячелетий в борьбе с социальными пороками и несправедливостью. Мн. понятия - справедливости, гуманизма, равенства, достоинства личности и др. - впервые наполняются подлинно человеческим содержанием, распространяются на все осн. области человеческого бытия, начинают применяться к определяющим условиям жизнедеятельности людей - к собственности на средства производства,  социальному положению, удовлетворению материальных и духовных потребностей, условиям труда. Являясь по своему происхождению пролетарской, классовой, коммунистическая нравственность  направлена в конечном итоге на удовлетворение интересов всего человечества, учитывает исторические потребности его дальнейшего развития. В этом смысле она является подлинно общечеловеческой.


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И КЛАССОВОЕ В НРАВСТВЕННОСТИ" в других словарях:

  • КРИТЕРИЙ НРАВСТВЕННОСТИ — (греч. kriterion мерило для оценки), Вопрос о К. н. составлял одну из важнейших проблем этики ма протяжении всей ее истории и решался по разному, в зависимости от понимания природы и происхождения самой морали. Будучи не в состоянии научно понять …   Словарь по этике

  • СОЗНАНИЕ — (моральное) одна из форм общественного С.» являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, эстетическое, религиозное С. и т. д.), отражением социального бытия людей, и в первую очередь производственных отношений. Нравственное С.… …   Словарь по этике

  • КОДЕКС МОРАЛЬНЫЙ — (лат. codex книга) свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Как правило, в К. м. составленном определенным автором, отражаются нравственные требования, к рые уже выработало до него стихийно моральное сознание об ва. К. м. обычно… …   Словарь по этике

  • НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА — со ставная часть этики, в к рой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы, к рая тем самым выступает, в сущности, как… …   Словарь по этике

  • ПОЛЕЗНОСТЬ — одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, к рую они играют в удовлетворении чьих либо интересов или для достижения постав зе ведет к крайне упрощенному и вульгарному ее… …   Словарь по этике

  • ВЕРНОСТЬ — моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения, означает неизменную приверженность делу об ва, класса, партии, общественному движению; неукоснительное выполнение данных обязательств; постоянство в отношениях с др.… …   Словарь по этике

  • КАЛИНИН Михаил Иванович (1875-1946) — деятель Коммунистической партии и Советского государства, пропагандист марксистско ленинской теории. В его работах освещаются проблемы нравственности и коммунистического воспитания, в т. ч. вопросы о происхождении и общественной сущности морали,… …   Словарь по этике

  • ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич — (1875 1933) советский общественный и государственный деятель, теоретик и пропагандист марксизма, в т. ч. марксистской философии и этики. Еще в работах дореволюционного периода Л. подверг критике этические идеи рус. идеалистов (Бердяева, Шестова,… …   Словарь по этике

  • НОРМА МОРАЛЬНАЯ — (лат. norma правило, образец) одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде как элемент моральных отношений и как форма морального сознания. С одной стороны, это норма поведения, обычай, постоянно… …   Словарь по этике

  • ПРАВИЛА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ — нормы поведения людей в социалистическом об ве, регулирующие их повседневную жизнедеятельность и взаимоотношения во всех сферах Общественного бытия (в труде, быту и пр.). Определяются характером социалистического строя и вытекающей из него… …   Словарь по этике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»