- ОПТИМИЗМ
- - (лат. optimus - наилучший) - воззрение на общий ход исторических изменений, согласно к-рому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости - над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Противоположен пессимизму. О. как общественное настроение и как система фнлософско-этических взглядов тесно связан с идеей социально-исторического и нравственного прогресса. Будучи способом практической ориентации человека, О. позволяет людям ожидать от будущего исполнения их желаний и достижения планируемых результатов действий. Именно поэтому принцип О. считается плодотворной основой поведения индивида. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. В истории этики О. обосновывали по-разному. Идеалист Платон, напр., признает существование абсолютной справедливости и добра, но переносит их местопребывание в царство идей. В эмпирическом мире человек - может быть добродетелен при условии, если разум (через к-рый индивид причастен к f,;Hpy идей) подчинит себе все стороны его жизни. Более реалистичен О. Демокрита, Аристотеля, Эпикура и др. мыслителей античности, к-рые видели основу добродетельной и счастливой жизни в разумном управлении человеком своими чувственными побуждениями и деятельностью. Представители христианской морали и средневековой философии, хотя и полагали, что зло в конечном итоге преодолевается (Августин, Фома Лквинский и др.), ставили торжество добра в зависимость от воли бога, переносили его реализацию в потусторонний мир. Земная же жизнь, по их мнению, полна горя и страданий, а грех и вина - существенные изначальные свойства человеческой природы. Подобный О. является мнимым, т. к. покоится на признании неискоренимости зла в реальной жизни. Фактически он равнозначен пессимизму. В новое время сторонником абсолютного О. выступил Лейбниц. Он считал, что мир населен несовершенными существами (бесконечен и совершенен только бог), поэтому зло в об-ве неизбежно. Но поскольку всеблагой бог не мог создать мир плохим, добро превалирует в жизни над злом. Более того, зло - это фон для торжества добра, а наш мир -наилучший из всех возможных миров. Мысль о том, что зло - ступенька к добру. поддерживалась И. В. Гете, Фихте и др. мыслителями. О. Гегеля основан на его учении о прогрессе истории. Добро, по Гегелю, - это реализованная свобода, конечная цель мира. И хотя зло в жизни необходимо, на нем, с т. зр. Гегеля, не следует застревать, оно непременно «должно быть преодолено, как ничтожное». Из веры в социальный прогресс и революционное изменение об-ва, в победу правды и справедливости вытекает О. революционных демократов (Герцена, Чернышевского и др.). В одну из самых мрачных эпох России Чернышевский призывал работать для будущего, приближать его. С конца XIX в., когда· капитализм перерастает в империалистическую стадию, буржуазные социологи и философы морали, как правило, отвергают идею исторического и нравственного прогресса, пессимистически оценивают положение человека в мире, перспективы его совершенствования. Марксистская этика стоит на т. зр. О. Однако она отвергает идеалистические и метафизические его концепции, к-рые на практике оправдывают и увековечивают социальное и моральное зло. О. марксистского учения основан на том, что оно установило связь отрицательных сторон действительности, нередко порождающих пес-. симистическое отношение к жизни, с конкретными, исторически преходящими условиями существования об-ва (таковы, напр., антагонистические противоречия капитализма). Чтобы избавиться от этих условий и порождаемого ими зла, человек должен активно и сознательно бороться с ними. Предпосылкой такой сознательной борьбы является знание законов общественного развития. Открыв эти законы, а также социальные силы, реализующие их, исторический материализм впервые дал оптимистическому мировоззрению научное обоснование.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.