- ОЦЕНКА
- (моральная) - одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при к-ром оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности общественного образа жизни определенным моральным требованиям. Свое положительное или отрицательное отношение к объектам О. люди могут выражать в виде похвалы и порицания, согласия и критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних действий и эмоций. В самооценке особенно большую роль играют нравственные чувства (Совесть, Гордость, Стыд, Раскаяние). Однако все эти внешне различные формы О. несут в себе в принципе одинаковое смысловое содержание, определяя то или иное явление как проявление добра или зла. В моральной деятельности О. выполняет особую функцию. В отличие от, требований, выраженных в виде норм, к-рые в форме общих правил предписывают людям, что именно они должны делать, О. сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, к-рые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие велениям нравственности. Напр., оценивая к.-л. проступок как зло, люди тем самым уясняют себе, что именно так они не должны поступать. В этом отношении оценочное суждение: «Этот поступок-зло» -можно преобразовать в предписание: «Люди не должны поступать так, как поступил этот человек» (Санкция). Существует еще и производная форма О., когда оцениваются возможные будущие поступки. Это имеет место, напр., при выборе человеком из нескольких возможных действий такого, к-рое он должен совершить («Если я поступлю так, то я совершу добро, а если иначе -зло»). Прибегая к данной форме О., человек как бы забегает вперед, мысленно представляет уже осуществленными различные варианты возможных действий и заранее оценивает их, чтоб совершить правильный выбор. В понимании природы моральной О. в совр. буржуазной этике существуют две тенденции. Одни (напр., сторонники деонтологического интуитивизма) рассматривают О. лишь как акт «Незаинтересованного» созерцания и поэтому не могут объяснить, как от О. люди переходят к пониманию своего долга, к действию. Др., напротив, считают О. лишь скрытым предписанием и поэтому не придают ей познавательного значения (Неопозитивизм). Маркеи-стско-ленинская этика рассматривает О. в единстве ее познавательной и предписательной функций. О. потому и может регулировать поведение людей, что она основывается на познании объективного социального значения различных поступков. О. можно обосновывать (или опровергать) посредством более общих моральных представлений-нравственных качеств, принципов, идеалов, понятий добра и зла, а также путем анализа социальных последствий, к-к-рам приводят те или иные поступки (Консеквенциальная этика).
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.