ПРОГРЕСС НРАВСТВЕННЫЙ

ПРОГРЕСС НРАВСТВЕННЫЙ
(лат. progressus - движение вперед, выше) - восходящее развитие морали от менее совершенных исторических состояний (этапов) к более совершенным (противоположное значение имеет понятие регресса морали). Характеризуя поступательное духовное развитие человека, движение к высшему, лучшему, П. н. тем самым включает в себя ценностный момент (Ценности. Аксиология). Это обстоятельство создавало серьезные трудности для понимания развития нравственности как реального, эмпирически фиксируемого процесса замены одних нравов и моральных систем др., подлежащего оценке с т. зр. тенденций совершенствования, перспектив достижения более высокого состояния. Немарксистская этическая мысль,  сталкиваясь с этой трудностью, как правило, колебалась между двумя крайностями: релятивизмом, рассматривающим каждую конкретно-историческую форму нравственности как соответствующую своему времени и месту и потому якобы не подлежащую никакой сравнительной оценке, т.е. вольно или невольно оправдывающим любые реакционные моральные системы, разлагающиеся нравы, и абсолютизмом, возводящим ту или иную мораль в ранг вечной, неизменной, единственно «подлинной» и считающим все историческое развитие нравственности отклонением от ее абст-рактиых принципов, ошибкой и т. п. И в том и в др. случае развитие морали не рассматривалось как прогресс. Не случайно поэтому, что выдвигавшиеся буржуазной этике концепции П. н. большей частью абстрактно-спекулятивны, непоследовательны; эклектичны (Л. Хобхауз, В. Вундт; Е. В. де Роберти, Дж. Хаксли, М. Гинсберг и др.). Для совр. буржуазной этической мысли характерны попытки дискредитации самой идеи П. н. с позиций скептицизма и пессимизма. Подлинно научное и гуманистическое обоснование П. н. стало возможным лишь в рамках марксистской философии и этики. Развитие нравственности, определяясь в конечном итоге восходящим общественно-историческим процессом, имеет, однако, относительную самостоятельность, ускоряя или замедляя его. П. н. характеризуется специфическими признаками. Среди них: расширение (от одной формации к др.) благотворного воздействия морали на процесс освобождения трудящихся: усиление влияния морали на различные сферы социальной жизни (политику, культуру, быт и т. д.); структурно-функциональное усложнение, совершенствование нравственности с переходом от одной социальной системы к др., большее разнообразие, гибкость ее регулятивных механизмов; увеличение объективно верного содержания в императивах и оценках, во всем моральном опыте человечества развитие и совершенствование богатства, тонкости, глубины нравственного мира личности, способности аккумулировать самые сложные движения, изменения ее эмоционально-волевого состояния; углубление гуманистического содержания, смысла моральных норм и запретов, оценок и идеалов; развитие этики как науки о морали (косвенный показатель П. н.) и др. В совр. эпоху признаки П. н. наиболее полно воплощаются в таком критерии социально-исторического прогресса, каким является борьба за коммунизм, переход от капитализма к коммунистической общественно-экономической формации. Именно в этом процессе в наибольшей мере реализуются гуманистические тенденции П. н, Нравственный аспект борьбы за коммунизм проявляется во всемерном совершенствовании морали социалистического об-ва, ее непрерывном, поступательном развитии, превращении в мораль коммунистического об-ва, что будет означать осуществление вековечной мечты человечества о подлинно морально-возвышенной, достойной и справедливой жизни.


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ПРОГРЕСС НРАВСТВЕННЫЙ" в других словарях:

  • ПРОГРЕСС — ПРОГРЕСС, прогресса, муж. (лат. progressus продвижение вперед). Движение вперед, совершенствование в процессе развития (книжн.). Прогресс в технике или техники. Нравственный прогресс. Теория прогресса. || Улучшение, развитие чего нибудь в… …   Толковый словарь Ушакова

  • Прогресс — так обозначается в исторической науке постепенное совершенствование культурной и социальной жизни человечества. В древнейших представлениях разных народов мы встречаемся с верованием в то, что человечество не улучшается, а ухудшается: таков смысл …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • НРАВСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС ЛИЧНОСТИ — направление развития, совершенствования духовного мира человека, выражающееся в становлении свободной, независимой личности, которая в то же время руководствуется внутренним чувством долга и ответственности перед другими людьми. Условием… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ЛЕНИН Владимир Ильич — (1870 1924) теоретик марксизма, основоположник его нового этапа ленинизма, вождь Коммунистической партии и международного коммунистического движения, основатель Советского государства. Проблемы марксистской этики получили разработку уже в ранних… …   Словарь по этике

  • МОРАЛЬ — (лат. moralis нравственный; mores нравы) предмет изучения этики; форма общественного сознания, обвдественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Во всяком об ве действия громадного множества людей должны быть… …   Словарь по этике

  • Гумницкий, Григорий Николаевич — (р. 06.03.1924) спец. в обл. этики; д р филос. наук, проф. Род. в г. Почеп Брянской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1948), асп. того же ф та (1951). С 1953 доц. Омского с. х. ин та, с 1961 доц. кафедры филос. Ивановского пед. ин та, ставшего затем… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Гумницкий — Гумницкий, Григорий Николаевич Григорий Николаевич Гумницкий (6 марта 1924, Почеп, Брянская губерния)  специалист в области этики, доктор философских наук, профессор. Содержание 1 Биография 2 Публикации …   Википедия

  • Гумницкий, Григорий Николаевич — Григорий Николаевич Гумницкий (6 марта 1924, Почеп, Брянская губерния) специалист в области этики, доктор философских наук, профессор. Содержание 1 Биография 2 Публикации …   Википедия

  • ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… …   Православная энциклопедия

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»