- САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО
- (в морали) - активное и свободное выполнение человеком требований нравственности, в к-ром он утверждает себя как моральная личность, способная не только подчиняться возлагаемым на нее обязанностям, но и самостоятельно ставить перед собой нравственные цели и осуществлять их без внешнего (не только материального, но и духовного) принуждения. С. и т. в морали предполагают: личное осознание человеком - морального требования; выполнение этого требования не по принудительной обязанности, а подчиняясь голосу собственной ровести, из стремления делать благо для отдельных людей и для об-ва в целом; самостоятельность в решении нравственных проблем; критика отживающих и участие в творчестве новых норм морали (Чувство нового), готовность выступить против устоявшихся обычаев и мнения большинства, если последние вступают в противоре
чие с требованиями подлинной нравственности. Впервые проблеме С. и т. в морали стали уделять большое внимание классики буржуазной философии. Но для буржуазной этики в целом характерно решение ее лишь в плане свободы отдельной личности. Кант и Фихте сводят ее к вопросу свободы личной совести. Фихте считал единственным критерием нравственности совесть « чистого Я», а подчинение внешнему авторитету -бессовестностью. Кант утверждал, что подлинно моральным может быть лишь тот закон, к-рый человек дает себе сам. Др. решение, часто предлагавшееся теоретиками буржуазной морали, - противопоставление «свободной» нравственности подчинению норме; добродетели, внутреннего стремления к добру - «морали долга» (Деонтология). Сторонники экзистенциализма рассматривают творчество в морали как нравственность личного замысла, утверждение человеком самого себя в противовес «догматической» морали выполнения общепринятых норм. Такое понимание творчества, отвечающее духу буржуазного индивидуализма, в конечном итоге всегда приводит к противопоставлению личности об-ву, к той или иной форме аморализма. Совершенно по-иному решают проблему С. и т. марксистская этика и коммунистическая нравственность, относя ее не только к отдельной личности, а прежде всего к широким народным массам. В, И. Ленин неоднократно указывал, что утверждение норм коммунистической нравственности невозможно без творческой активности масс. Новая мораль создается не путем простого усвоения людьми готовых формул, а путем творчества новых форм общественной дисциплины, на основе практического массового опыта. Только участвуя в этой массовой деятельности, личность способна проявлять инициативу, почин, подавать пример окружающим. С. и т. в морали возможны при условии глубокого осознания каждым членом об-ва исторических потребностей и задач, возникающих в процессе общественного развития. Тогда выполнение выработанного общественным сознанием нравственного требования становится делом личной совести и ответственности каждого, из простого исполнения обязанностей превращается в целенаправленную моральную деятельность. В дальнейшем постепенно это осознание может превратиться в склонности и привычки, благодаря к-рым выполнение морального долга начинает осуществляться уже совершенно свободно, без внутреннего самопринуждения (Свобода нравственная).
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.