СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) Клод Анрн де Рувруа

СЕН-СИМОН (SAINT-SIMON) Клод Анрн де Рувруа
(1760-182:5) - фр. мыслитель, социолог, социалист-утопист. С.-С. стремился путем применения естественнонаучных методов к области обществоведения создать философскую систему, призванную служить орудием построения рационального об-ва, дающего наибольшее благо наибольшей массе людей. Как и концепции рационалистов XVIII в., его «наука о человеке», или «социальная физиология», отводила определяющую роль в об-ве человеческому разуму, господствующим в этом об-ве научным, философским воззрениям, но в отличие от первых она строилась на принципе историзма. Созидательная эпоха в развитии об-ва, до С.-С,, сменяется эпохой разрушительной, за к-рой следует построение на базе новых философских и моральных идей более высокого общественного строя. Путь к общественному идеалу С.-С. - «промышленной системе» - лежит через всемерное развитие производительных сил и применение научных принципов, к-рые, прямо coгласуясь с этическими взглядами мыслителя, включают: искоренение паразитизма господствующих классов и введение обязательного производительного труда для всех членов об-ва; обеспечение равных; для всех людей возможностей применять свои способности; превращение политики в «позитивную науку о производстве», а государства - из орудия управления людьми в орудие организации производства, «управления вещами». В качестве средств борьбы против эгоистического частного интереса буржуазии С.-С. предлагав подчинение всех предпринимателей единому плану работ, с тем чтоб место человека в об-ве определялось его способностями. В последЦ нем соч. «Новое христианство» оц «прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса объявил его эмансипацию ко нечной целью своих стремлений (Маркс К., Энгельс Ф., т. 25, ч. Ц с. 154). Но идеалистические основы мировоззрения С.-С. делали д.г него невозможным решение этой задачи иначе, как путем мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная им религиозно-этическая концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные принципы «промышленной системы» моральным категорическим императивом религиозной веры с ее лозунгом «все люди -братья». Несмотря на отход С.-С. от атеизма фр. материалистов, апелляцию к религии, его взгляды представляли шаг вперед как в теории утопического социализма в целом, так и в этическом учении последнего (отказ от аскетически-уравнительных принципов в подходе к человеку и требование удовлетворения всех потребностей личности на основе расцвета науки и производительных сил, обеспечения социалистического принципа распределения по способностям). Кроме «Нового христианства» (издано посмертно в 1825) осн. соч. С.-С.: «О промышленной системе» (1821-22), «Катехизис промышленников» (1823-24), «Литературные, философские и промышленные рассуждения» (1825).


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»