- СОЧУВСТВИЕ
- - одна из форм проявления человеколюбия (Гуманизм); отношение к др. человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей др. человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению. Способность к С. является одним из элементарных и вместе с тем фундаментальных свойств, человека как общественного существа. Возникнув одновременно с личными интересами и в,противовес им, это социальное чувство определенным образом ограничивало частный эгоизм людей, позволяя каждому поставить себя на место др. человека и увидеть в нем себе подобного. Такое отношение в какой-то, мере компенсировало частнособственнические и антагонистические взаимоотношения, хотя и не могло развиться в полной мере в условиях классово-эксплуататорского об-ва. Этим была обусловлена односторонняя интерпретация С. в господствующей идеологии этого об-ва. Религиозная мораль, к-рая исходит из того, что все люди «грешны» и осуждены на страдания, понимает С. как проявление сострадания к «ближнему», снисходительности к его слабостям и упование на милость бога и на конечное «спасение» всех в «царстве божьем» (Трех). Либеральные гуманисты свое С. по отношению к угнетенным массам также обычно выражают лишь в сострадании, видят спасение «бедных и обездоленных» в милосердии господствующего класса, в общественной опеке над ними и частной благотворительности. В. противоположность пассивному и чисто соетра-дательному пониманию С. коммунистическая нравственность требует оказания действенной помощи людям, обусловленной пониманием их действительных интересов. Марксизм учит, что трудящиеся сами должны освободить себя, не надеясь на человеколюбие власть имущих. С. к интересам трудящихся, следовательно, должно практически выражаться и том, чтобы стать на нх сторону в борьбе против эксплуатации и социальной несправедливости. Такое С. основано не на милости, а на признании прав человека, не на снисходительности, а на высокой требовательности к человеку. Оно не унижает, а утверждает достоинство личности.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.