ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
- Совершаясь гл. обр. в процессе общественного труда, Т. в. в той или иной форме существовало во всех общественно-экономических формациях, однако имело свои особенности, обусловленные характером социально-экономических отношений об-ва. «...Всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом...» (Маркс К-, Энгельс Ф., т. 42, с. 126). При родовом строе трудовые обязанности людей диктовались нуждой и жестокой борьбой с природой. Поэтому участие каждого члена рода в трудовом процессе было необходимостью. В рабовладельческой и феодальной формациях физический труд был уделом рабов и крестьян, а умственный труд - привилегией эксплуататоров. Поэтому Т. в. здесь имело односторонний характер. Система общественных отношений и господствующая мораль были в конечном счете направлены на воспитание у трудящихся покорности эксплуататорам, на внушение им, что их удел - нести бремя труда, Только с возникновением капитализма стали высказываться идеи о необходимости единого Т. в. всех членов об-ва (Т. Мор., Т. Кампа-нелла, Руссо, И. Певталоцци, Я. А. Коменский, Локк, К. Д. Ушин-ский, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.). Но, рассматривая труд вне связи с конкретными условиями его осуществления, домарксовские мыслители не могли до конца раскрыть роль и сущность Т. в. в развитии личности. Классики марксизма-ленинизма впервые показали действительную роль труда в формировании моральных качеств личности. Они указывали на необходимость соединения обучения с производительным трудом. В. И. Ленин писал, что у людей, не прошедших закаляющую школу труда, появляются разгильдяйство, небрежность, нервная торопливость, склонность заменять дело дискуссией и т. д. В социалистическом об-ве Т. в. есть часть общего процесса коммунистического воспитания трудящихся и направлено на формирование коммунистического отношения к труду и общественному производству, к социалистической собственности. Т. в. призвано сочетать воспитательное значение труда с мероприятиями, обеспечивающими приобретение или пополнение общеобразовательных знаний и профессиональных навыков. Оно представляет собой единый процесс с умственным и нравственным воспитанием (Комплексный подход к воспитанию) и включает следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку. и результатам его труда, презрения к тунеядцам и лентяям; воспнта-, ние чувства ответственности за общее дело,  коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине, неприятие и искоренение частнособственнической психологии, эгоизма, индивидуализма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепенно превращался в жизненную потребность людей; формирование отношения к труду как к творчеству. В СССР Т. в. осуществляется во всех учебно-воспитательных учреждениях народного образования па основе принципа соединения обучения с производительным трудом, а также непосредственно на производстве, где гл. его методами являются воспитание на живых примерах, пропаганда опыта передовиков, наставничество, систематическое повышение квалификации работников.


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" в других словарях:

  • ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. Трудовое воспитание призвано готовить учащихся к… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Трудовое воспитание — это часть опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, которая передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Сущность этого направления восприятия состоит в воспитании человека труженика, сознательно… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • трудовое воспитание — darbinis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vienas socialinio dorovinio auklėjimo uždavinių, kurio tikslas – ugdyti teigiamą asmenybės santykį su darbu, dirbančiais žmonėmis ir jų protinės bei fizinės veiklos rezultatais. Darbinio… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Трудовое воспитание — воспитание сознательного отношения к труду как косновной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечивающих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. (1) …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Трудовое воспитание —         формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе в широком смысле целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного… …   Большая советская энциклопедия

  • ВОСПИТАНИЕ — ВОСПИТАНИЕ, воспитания, мн. нет, ср. (книжн.). 1. Систематическое воздействие на развитие ребенка. Искалеченный дурным воспитанием. Трудовое воспитание. || перен. Систематическое воздействие на развитие класса, общества в каком нибудь отношении.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — уч. предмет в ср. общеобразоват. школе Рос. Федерации (до 1985/86 уч. г. трудовое обучение); один из осн. элементов системы подготовки школьников к труду, важное средство их проф. самоопределения. Осн. задача Т. и п. о. приобретение учащимися… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Воспитание —     относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и… …   Педагогический терминологический словарь

  • воспитание —   , ия, ср.   * Коммунистическое воспитание.   Планомерное воздействие на развитие человека с целью формирования у него марксистско ленинского мировоззрения.   ◘ Я верю в могучую силу коммунистического воспитания. Юность, 1971, № 8, 94. Партия и… …   Толковый словарь языка Совдепии

  • Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»