- УБЕЖДЕНИЕ И ПРИНУЖДЕНИЕ
- - формы поддержание общественной дисциплины; методы воздействия на массу со стороны ее руководящего авангарда (рабочего класса в целом, его наиболее сознательной части - Коммунистической партии, а также социалистического государства). Проблема нахождения и применения наиболее целесообразных способов воздействия на массы в процессе революционного переустройства об-ва имеет не только социально-политическое, но и моральное значение, поскольку это воздействие распространяется как на представителей свергнутых эксплуататорских классов, убежденных врагов нового об-ва, так и на значительную часть трудящихся масс, к-рые объективно заинтересованы в революционных преобразованиях, но в силу привычки продолжают придерживаться традиций старого об-ва. Марксизм-ленинизм считает, что преобразование общественных нравов нельзя совершить исключительно путем просвещения и У„ равно как и одними только мерами насилия и государственного П. И та и др. односторонняя т. зр. несостоятельна как с практической, так и с моральной стороны. «Мы были бы смешными утопистами,-пишет В. И. Ленин,-если бы воображали себе, что подобная задача осуществима... без принуждения» (т.. 36, с. 163). И в то же время В. И. Ленин подчеркивает, что построить коммунизм, об-во, в к-ром дисциплина должна поддерживаться без государственного насилия, силой массовой сознательности и привычки, можно лишь путем долгого воспитания, через пропаганду и У. В. И. Ленин неоднократно указывал на диалектическое единство У. и п., на то,, что их соотношение определяется конкретными социальными условиями. «Форма принуждения определяется степенью развития данного революционного класса... затем формами сопротивления...» (т. 36, с. 199) эксплуататорских классов. Подчинение массы воле руководителя «может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (там же, с. 200), в противном же случае может приобретать насильственные формы. С одной стороны, никакое У. не будет действенным, если не будет «деловой, беспощадной, истинно революционной войны с конкретными носителями зла» (т. 37, с. 91). Но с др. стороны, П. должно опираться на авторитет общественного мнения, на общественную активность масс. «Только добровольное и добросовестное, с революционным энтузиазмом производимое, сотрудничество массы рабочих н крестьян в учете и контроле за богатыми, за жуликами, за тунеядцами, за хулиганами может победить эти пережитки проклятого капиталистического общества...» (т. 35, е. 200). Поэтому В. И. Ленин считает наиболее целесообразным внедрение новых форм общественной дисциплины таким путем, чтобы «сила примера стала в первую голову моральным, а затем и принудительно вводимым образцом...» (т. 36, с. 148), т. е. путем соединения У. и п., отдавая по возможности предпочтение первому. Сила законов общественной жизни социализма состоит не просто в том, что они охраняются государством и правом, а прежде всего в том, что они повсеместно поддерживаются самими народными массами, закрепляются в их сознании. В Процессе перехода к коммунистическим отношениям меры государственно-правового П. все шире заменяются общественным контролем, причем постепенно отпадает надобность в насильственных формах П. и все большее значение приобретают более мягкие, преимущественно духовные, средства общественного воздействия. «Товарищеское осуждение антиобщественных поступков постепенно станет главным средством искоренения проявлений буржуазных взглядов, нравов и обычаев» (Программа КПСС, с. 121). Это вместе с тем означает, что возрастает роль личной сознательности и самоконтроля в поведении люден, увеличивается мера нравственной свободы личности.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.