ФИХТЕ (FICHTE) Иоганн Готлиб

ФИХТЕ (FICHTE) Иоганн Готлиб
(1762-1814) - нем. философ-идеалист. Этика занимает одно из центральных мест в учении Ф., поскольку именно здесь - в «практическом наукоучении» - решается важнейшая для него проблема активной деятельности человека. «...Мир безусловно есть только сфера нашего действования», - утверждал Ф.. рассматривая само действие как реализацию нравственного закона. Открытие этого закона и призвано разрешить противоречие свободы (должного) и необходимости (сущего). Деятельность, по Ф„ свободна в той мере, в какой осуществляется в соответствии с целью, а не как результат внешнего воздействия. Однако свобода не тождественна абсолютному произволу. Противоречие сущего и должного снимается Ф. путем постулирования тезиса о сверхиндивидуальном, трансцендентальном «Я», к-рое создает и сущее, и должное, и самих эмпирических индивидов. Утверждая, что свобода достижима лишь в области действия нравственного закона, Ф. пытается преодолеть абстрактный индивидуализм и осмыслить свободу как результат общественного развития: хотя деятельность есть акт индивида, свободы он может достигнуть только в об-ве, к-рое Ф. рассматривает как «целесообразную общность» - взаимодействие индивидов, ими самими организованное в соответствии с ими же установленными законами. Подчинение таким законам не исключает свободы. Поэтому «целесообразная общность», по Ф., есть взаимодействие людей «посредством свободы». Но тогда право - необходимое условие  нравственности (вместе они и составляют сферу этики), а ее осуществление немыслимо вне государства, призванного обеспечить нормальную жизнедеятельность членов об-ва (в первую очередь обеспечить каждого собственностью). Для основ а^-ния совершенного об-ва государство, однако, должно быть выразителем единой воли всех членов этого об-ва. Утопичность такого воззрения в условиях классово антагонистического строя получает выражение в понимании Ф. нравственного идеала как «великого единства чистого духа», достигаемого лишь путем нравственного самосовершенствования. Оно состоит в очищении нравственно совершенного трансцендентального «Я» от пороков и слабостей, присущих его воплощениям в отдельных индивидах (эмпирических «Я»). Содержание трансцендентального «Я» выражается в требованиях совести - единственного основания морального долга: «Нравственным законом во мне неизменно определяется форма моего чистого Я...» Поэтому лишь совесть « всегда и безусловно повелевает» человеком. Только действие в соответствии с ней, а не под влиянием внешних обстоятельств может быть, с т. зр. Ф., действительно нравственным. Сконструированная т. обр. мораль носит формалистический характер. Реальное преобразование общественных отношений, как правило, заменяется у Ф. моральным «самосовершенствованием»: «Поскольку я не мог изменить то, что вне меня, постольку я решил изменить то, что во мне». И хотя иногда Ф. оценивает в качестве нравственной деятельность, направленную на реальное преобразование общественных отношений (в т. ч. и революционными средствами), в целом он не выходит за рамки абстрактного противопоставления сущего и должного. В его воззрениях, т. обр., отразилась политическая и экономическая слабость и непоследовательность буржуазии в Германии. Этика Ф. изложена в соч.: «Система учения о нравственности по принципам наукоучения» (1798), «Замкнутое торговое государство. Философский проект в качестве добавления к учению о праве и опыт политики будущего» (1800), «Назначение человека» (1800).


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ФИХТЕ (FICHTE) Иоганн Готлиб" в других словарях:

  • ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб — (1762 1814) немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794 99), был вынужден оставить его из за обвинения в атеизме. В Речах к немецкой нации (1808) призывал немецкий народ к моральному… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фихте Иоганн Готлиб — Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (19.5.1762, Рамменау, 29.1.1814, Берлин), немецкий философ и общественный деятель, представитель нем. классического идеализма. Родился в крестьянской семье. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Написанный под… …   Большая советская энциклопедия

  • Фихте, Иоганн Готлиб — Иоганн Готлиб Фихте. ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814), представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794 99), который был вынужден оставить из за обвинения в атеизме. В “Речах к немецкой нации” (1808)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фихте Иоганн Готлиб — (Fichte) (1762 1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794 99), был вынужден оставить его из за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к… …   Энциклопедический словарь

  • Фихте, Иоганн Готлиб — Запрос «Фихте» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте …   Википедия

  • Иоганн Готлиб Фихте — Запрос «Фихте» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте Дата и место рождения: 19 мая 1762(176 …   Википедия

  • Фихте Иоганн Готлиб — Запрос «Фихте» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иоганн Готлиб Фихте Иоганн Готлиб Фихте Дата и место рождения: 19 мая 1762(176 …   Википедия

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814) нем. философ, один из крупнейших представителей нем. идеализма (нем. классической философии). Проф. ун та Йены (с 1794), ректор Берлинского ун та (с 1811). Основы своей философии Ф. развивал в т.н. наукоуче нии …   Философская энциклопедия

  • ФИХТЕ Иоганн Готлиб — (Fichte, Johann Gottlieb) (1762 1814), немецкий философ, основатель абсолютного идеализма . Родился в селе Рамменау (Оберлаузиц, Саксония) 19 мая 1762 в крестьянской семье. Благодаря случаю обрел покровителя в лице барона фон Мильтица. Обучался в …   Энциклопедия Кольера

  • ФИХТЕ — (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 1814), представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794 99), который был вынужден оставить из за обвинения в атеизме. В Речах к немецкой нации (1808) призывал немецкий народ к… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»