- ФУРЬЕ (FOURIER) Шарль
- (1772-1837) - фр. социалист-утопист, к-рый, как отметил Ф. Энгельс, в своих трудах «беспощадно вскрывает все материальное и моральное убожество буржуазного мира» (т. 19, с. 196) и рисует картину справедливого об-ва гармонии и счастья. Отправляясь во мн. от учения фр. материалистов XVIII в. (хотя его рассуждения и облечены в религиозно-мистическую ободочку), Ф. в своях философских и этических построениях придавал особое значение якобы присущим человеку от природы естественным «страстям» (стремление к здоровью, любви, соревнованию, творчеству и т. д.; всего 12 «страстей»). Все эти «страсти», с т. зр. Ф., полезны и необходимы и в благоприятных условиях должны проявить свои положительные качества. В человеке не заложено от природы греховных, преступных или вредных желаний и наклонностей. Однако в условиях упадка цивилизации, под к-рым Ф. имеет в виду буржуазное об-во, все человеческие отношения чудовищно извращены: несмотря на то, что в человеке заложены альтруизм, стремление трудиться и помогать друг другу, в об-ве господствуют паразиты, труд является подневольным, вместо здорового соревнования царит пагубная конкуренция, существует антагонизм между интересами отдельной личности и об-ва в целом. В результате «врач желает, чтобы было как можно больше болезней, а прокурор и адвокат судебных процессов. Архитектор и строитель мечтают о пожарах, которые бы уничтожили четверть города, а стекольщик о граде, который перебил бы все стекла... Хлебный спекулянт жаждет неурожая, а виноторговец счастлив, когда град - уничтожил урожай виноградников... Таков этот смехотворный строй цивилизации, где каждый индивид находится в состояния непрерывной войны с коллективом, где счастье одних основано на неудаче и даже гибели других». Ф. критиковал буржуазную семью, где брак превратился в торгашескую сделку, а женщины бесправны, существующую систему воспитания, морально и физически уродующую детей. Положительный идеал Ф.-новый хозяйственный и «социэтарный» мир, обеспечивающий солидарность и гармонию всех человеческих интересов. Его ячейка - «фаланга» - производительное и потребительское товарищество свободных тружеников, в к-ром, хотя и сохраняется имущественное неравенство, деятельность людей организована на основе привлекательности труда и соревнования. Меняя различные виды занятий в соответствии со своими склонностями и способностями, люди, считал Ф., будут трудиться с радостью и энтузиазмом, не зная нездоровой зависти и свободно предаваясь своим «страстям» и склонностям. Именно тогда получит полное развитие высшая (13-я) «страсть» человека, к-рая не могла проявиться в условиях буржуазной цивилизации, - «унитаризм», т. е. стремление ко всеобщему благу, к сочетанию личного благополучия с благополучием всех членов человеческого рода. Семья в этих условиях, утратив значение хозяйственной ячейки, станет свободным союзом любящих людей, а раскрепощенная женщина займет равное положение с мужчиной. Большое значение Ф. придавал общественному воспитанию детей, соединению воспитания с производительным трудом на благо об-ва. Несмотря на утопический и часто фантастический характер представлений Ф. о будущем об-ве и путях его достижения, в них содержатся «зародыши гениальных идей и гениальные мысли» о чертах коммунистического строя, позволившие Энгельсу отнести Ф. к числу тех мыслителей, «которые... принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (т. 18, с. 499). Осн. соч., раскрывающие этические взгляды Ф.: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации» (1822; в посмертном издании - «Теория всеобщего единства»), «Новый хозяйственный и общественный мир» (1829), «ложное хозяйствование - раздробленное, отталкивающее, обманное» его противоположность - хозяйствование, сообразное с природой» согласованное, привлекательное истинное, дающее учетверенный доход» (1836).
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.