БУРЖУАЗНАЯ ЭТИКА

БУРЖУАЗНАЯ ЭТИКА
- правила морали, в к-рых нашли выражение мировоззрение буржуазии и ее моральное сознание. Соответственно различным периодам в истории капитализма, конкретным социальным условиям разных стран и положению различных слоев и общественных групп в Б. э. выдвигалось мн. разнообразных теорий, к-рые каждая по-своему отражали ту или иную сторону буржуазного миропонимания в целом Примерами могут служить утилитаризм, эгоизма теории,  нравственного чувства теории,  моральной доброты теорияэтика Канта (Категорический императив, Автономная этика), эволюционная этика  и др. В совр. Б. э. также существует мн. направлений. Осн. из них - неопозитивизм, экзистенциализм, неопротестантизм, интуитивизм и неотомизм.

Влиятельны также либеральнее христианство, неофрейдизм, аффективно-целевые теории моральной ценности, «гуманистическая» этика  и ряд др. (Интереса теория, Самореализации этика, Космической телеологии этика). Все эти буржуазные этические теории в зависимости от того, что в них принимается за основание нравственности, являются либо объективно-идеалистическими (где мораль обосновывается посредством понятия бога, абсолютной идеи, некой внепространственно-временной сущности, космического морального закона), либо субъективно-идеалистическими (в к-рых основанием нравственности считается духовная деятельность субъекта), либо натуралистическими (Натурализм), истолковывающими мораль в духе вульгарного материализма, не учитывающего специфику социальных законов. В большинстве теорий Б. э. элементы объективного и субъективного идеализма и натурализма тесно переплетаются. В зависимости от понимания природы нравственности и метода ее обоснования в Б. э можно выделить несколько парных противоположностей - рационализм и иррационализм, абсолютизм и волюнтаризм, догматизм и скептицизм. Эти методологические крайности взаимно предполагают одна др; невозможность решения проблемы одним путем приводит к др. крайности. Наличие в Б. э. различных взаимоисключающих т. зр. по ряду важных этических проблем см., напр., Цели и средства. Истина и нравственность. Намерения и дела, Эгоизм и Альтруизм) в конечной счете отражает историческую ограниченность самого буржуазного мировоззрения, обусловленную противоречивостью положения личности в капиталистическом об-ве и буржуазного способа производства в целом Противоречивость особенно характерна для совр Б. э., что отражает процесс углубления и обострения противоречий капитализма в эпоху империализма и общего кризиса буржуазной культуры. Буржуазные мыслители XX в. оказываются, напр., не в состоянии разрешить одну из осн. проблем этики - проблему объективного и рационального обоснования требований нравственности. Если прогрессивные буржуазные мыслители прошлого пытались дать моральным представлениям научное обоснование, то их совр преемники в принципе отвергают такую возможность нравственность, как считает большинство из них, иррациональна, не может основываться на разуме человека и тем более на данных науки. Отсюда вытекают два противоположных, но в равной мере несостоятельных понимания предмета и задач этики. Неопозитивисты под предлогом создания «строго научной» этики отрицают необходимость постановки и изучения моральных проблем (Meтаэтика) Так возникает формалистическое направление в совр буржуазной философии морали. Экзистенциалисты и неопротестанты, напротив, стремятся сделать этику «практической философией», к-рая могла бы помочь людям в решении повседневных нравственных проблем. Однако, с их т. зр., это возможно лишь при условии, если этика будет вне всякой науки. На этой основе развивается иррационалистическое направление в совр Б. э. Если формалистическое направление претендует на «очищение» науки от политической конъюнктуры и догматизма, характерных для совр. буржуазной идеологии, то иррационалистическое на «спасение» моральных ценностей от якобы враждебной им науки В действительности же за противопоставлением морали и науки скрываются характерные для совр буржуазного об-ва противоречия -между научным пониманием истории и буржуазной идеологией, между объективными закономерностями общественного развития и субъективными устремлениями людей, между капиталистическим об-вом и личностью (Человек и общество). Выходом из антитезы формализма и иррационализма не может быть и натуралистически-биологизаторское обоснование морали, все более оживляющееся в последние годы на Западе Биологизм в этике моделирует якобы извечный конфликт между требованиями культуры и потребностями природы, духовными установками индивида и естественными инстинктами, стремясь тем самым конкретно-историческим противоречиям буржуазного об-ва, в частности раздвоенности буржуазной личности, придать абстрактно-антропологический вид. Буржуазная философия морали  находится в состоянии глубокого кризиса, из к-рого она уже не может выбраться. Научное разрешение этических проблем возможно только за пределами буржуазного мировоззрения. Оно осуществляется в марксистской этике, к-рая связывает преодоление всех этих противоречий с практикой, с революционным переустройством об-ва.


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "БУРЖУАЗНАЯ ЭТИКА" в других словарях:

  • ЭТИКА — ЭТИКА, этики, мн. нет, жен. (от греч. éthos обычай). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность… …   Толковый словарь Ушакова

  • САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЭТИКА — течение в совр. буржуазной философии морали, идеи к рого развивают философы идеалисты различных направлений. В конце XIX начале XX в. С. э. обосновывали объективные идеалисты Ф. Брэдли, Дж. Мак Таггарт, Дж. Маккензи, Б. Бозанкет (Англия), Дж,… …   Словарь по этике

  • Шердаков, Владислав Николаевич — (р. 16.061934) спец. в обл. аксиологии, христ. этики, истории рус. филос.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Большая Лука Вадинского р на Пензенской обл. Окончил филос. ф т ЛГУ (1957). Преподавал филос. в Ленингр. ин те театра, музыки и кино,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шварцман, Клара Ароновна — (р. 14.12.1918) спец. по этике; д р филос. наук, проф. Род. в пос. Зиньков Каменец Подольской обл. Окончила ист. ф т Моск. гор. пед. ин та им. В.П.Потемкина (1939), асп. кафедры филос. того же ин та (1945). Работала учителем в школе, преп. в том… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ЛИЧНОСТЬ — (моральная) субъект нравственной деятельности. Человек становится моральной Л.. когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям об ва, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и… …   Словарь по этике

  • Философия — (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость)         форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы,… …   Большая советская энциклопедия

  • Мораль — (лат. moralis нравственный, от mos, множественное число mores обычаи, нравы, поведение)         нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных… …   Большая советская энциклопедия

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

  • Гуревич, Павел Семёнович — Павел Семёнович Гуревич …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»