ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА

ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА
(греч. ethika, paidagogike) - общественные дисциплины, имеющие различные предметы исследования, но тесно связанные между собой. Теория морали - Э. анализирует общие законы развития моральных отношений и представлений, формы морального сознания и регулируемую посредством и моральную. деятельность людей. Ее составная часть - нормативная этика  обосновывает нравственные принципы, в к-рых отражаются социально-исторические потребности человека. П. же как теория воспитания, исходя из изучаемых Э. закономерностей, решает практическую задачу - устанавливает пути и методы формирования моральных убеждений, чувств, и привычек в соответствии е определенными нравственными, принципами. В этом смысле П. - дисциплина, основанная на данных Э. Это, конечно, не означает, что Э. - чисто академическая дисциплина (ее всегда считали «практической наукой»), а П. - наука, не имеющая собственного теоретического содержания. Существуют объективные законы /процесса общественного воспитания и обучения, к-рые и изучаются П. (Коммунистическое воспитание). В этом отношении П. связана также с социальной психологией, анализирующей закономерности развития массового сознания и деятельности людей. В определенном смысле предмет исследования П.. шире, чем Э., поскольку в ней рассматриваются вопросы не только морального, но и др. сторон общественного воспитания - умственного (в т, ч. научно-теоретического), производственно-технического, трудового, политического, эстетического, физического. В условиях социалистического об-ва П. в самом широком смысле совпадает с теорией коммунистического воспитания. Тесная связь марксистской П. и Э. способствует развитию обеих дисциплин. Использование в П. теоретических выводов Э. и данных социальной психологии обогащает методы воспитания, идейный арсенал воспитателя, создает предпосылки для научного подхода к решению стоящих веред ним практических задач, для глубокого понимания социально-психологических процессов в жизни социалистического об-ва, к-рыыи он призван управлять. Связь Э. с П., с практикой коммунистического воспитания способствует повышению теоретического уровня этической мысли, помогает изживать в трудах по теории морали схоластические, псевдонаучные общие рассуждения. Ориентация Э. на практические задачи коммунистического строительства предполагает подлинную связь этой науки с жизнью и современностью: развитие теории морали, основанной на конкретных социально-педагогических исследованиях, проверенной практикой строительства коммунистических отношений; углубленное рассмотрение актуальных проблем, вскрывающее социальные процессы во всем их богатстве и противоречивости. Взаимодействием Э. и л., естественно, не исчерпывается вопрос об идейно-теоретической и практической основе этих наук. В конечном счете обе дисциплины основываются на более общих принципах марксистско-ленинского учения.


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА" в других словарях:

  • «Педагогика для всех» и система общепедагогических идей С.Л.Соловейчика — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/5 октября 2012. Пока процесс обсуждени …   Википедия

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогика — I Педагогика (греч. paidagogike)         наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.          Основными категориями …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогика в системе наук — П. как социальная наука естественно входит в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращена к человеку. Но столь же верно утверждать, что П. является частью общество знания, поскольку изучает человека в обществе и группах… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Живая этика — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Агни (значения). Живая Этика, или Агни Йога  …   Википедия

  • Музыкальная педагогика — (англ. Music Pedagogy) педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов и методов передачи подрастающему поколению всего комплекса музыковедческих знаний, практического опыта музицирования …   Википедия

  • Вентцель, Константин Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вентцель. Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 10 марта 1947) педагог. Вентцель Константин Николаевич Вентцель Константин …   Википедия

  • Воспитание — Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие …   Википедия

  • Соловейчик, Симон Львович — Симон Львович Соловейчик Род деятельности: теоретик педагогики, журналист, писатель, общественный деятель, член Союза журналистов с 1965 года и Союза писателей с 1972 года Дата рождения: 1 октября 1930(1930 10 01) …   Википедия

  • ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»