- ВОСПИТАНИЕ НРАВСТЕННОЕ
- - составная часть единит процесса общественного воспитания наряду с идейно-политическим, трудовым, бытовым, эстетическим и др. (Комплексный подход к воспитанию). Необходимость регулирования об-вом поведен»» людей включает с т. зр. морали две взаимосвязанные задачи, во-первых, выработку нравственным требований, к-рые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании об-ва в виде норм, принципов, идеалов, отнятий справедливости, добра, зла. Во-вторых, внедрение требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия (Самоконтроль), а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять моральные требования к др. людям и оценивать их поступки; Эта вторая задача я решается путем В.н., к-рое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств личности. Содержание процесса В. н. в то» или ином об-ве определяется прежде всего его целями. Последние же обусловлены характером общественных отношений и соответствующей им идеологией. Поэтому В. н.» как и мораль, имеет классовый характер, хотя также включает общечеловеческие элементы (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Во всей предшествующей истории В. н. происходило в осн. стихийно, как результат восприятия человеком условий своего общественного бытия, приспособления его к существующим способам поведения, определенной социальной дисциплине. В рамках отдельных институтов (трудовые коллективы, семья, школа, церковь, печать, литература) процесс воспитания, правда, имеет в определенных пределах целенаправленный характер, осуществляется с применением специально выработанных средств и методов. Однако в классово антагонистическом об-ве такая целенаправленность носит узкоограниченный характер. Это проявляется, во-первых, в разделении собственно воспитания и социальной практики людей, поскольку сами объективные условия общественного бытия остаются вне контроля воспитателей и часто порождают у людей чувства и убеждения, прямо противоположные тому, что им проповедуют. Во-вторых, когда просветители поставили задачу всеобъемлющего социального воспитания людей, то они разделили об-во на две части: на воспитателей и воспитуемых, забыв о том, что «воспитатель сам должен быть воспитан» (Маркс К.., Энгельс Ф, т. 42, с. 265). В совр. капиталистическом об-ве эта т. эр. вылилась в теорию «просвещенной элиты» и «толпы», в оправдание практики «манипулирования» сознанием масс в интересах «большой политики». Марксизм-ленинизм принципиально по-иному ставит вопрос о В. и., связывая его с революционной борьбой самих народных масс, с практикой строительства социализма и коммунизма. «Действительное воспитание масс, - пишет В. И. Ленин, - никогда не может быть отделено от самостоятельной политической и в особенности от революционной борьбы самой массы. Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» (т. 30, с. 314). Одна из гл. целей В. н. при социализме - преодоление противоречия между знанием и поведением, т. наз. «двойной морали», формирование активной жизненной позиции, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. В развитом социалистическом об-ве планомерно преобразуются объективные условия общественного бытия людей и тем самым создаются предпосылки к осуществлению целенаправленного В. н. в масштабах всего об-ва в процессе самой практической деятельности народных масс (Коммунистическое воспитание).
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.