- ГАНДИ Мохандас Карамчанд
- (1869-1948) -один из лидеров и идеологов инд. национально-освободительного движения. Не ставя перед собой задачу выработки целостной теории морали, Г. обращался к этическим вопросам в интересах «морализации», нравственного подкрепления политики сатьяграхи (освободительной борьбы) и вовлечения в нее народных масс, прежде всего крестьянства. С помощью этики им обосновывались идеалы возвышения достоинства личности, ликвидации социального неравенства, дискриминации людей на основе кастовой принадлежности, вероисповедания, имущественного положения, цвета кожи и т. п. Исходным принципом Г. считал ахимсу - воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда. На этом принципе зиждется гандистская доктрина ненасилия. Гл. атрибут ахимсы - любовь, приобретающая характер всеобъемлющей нравственной категории. «Только там есть жизнь, где есть любовь. Жизнь без любви - смерть», - говорил Г. Любовь несовместима с причинением кому-либо страданий, последователь ахимсы должен принимать страдания на себя. Из этого выводится второй атрибут ахимсы - страдание. Среди моральных норм на первое место Г. ставит брахмачарию -воздержание от потворства своим слабостям, освобождение от страстей, связанное, в частности, и с обетом безбрачия, он придает большое значение воспитанию таких качеств, как мужество, храбрость, умение преодолевать всякий страх Трактовка Г. этой и др. моральных категорий отмечена социально-исторической ограниченностью. Так, храбрость должна проявляться не в смелых выступлениях против существующего зла, а прежде всего в готовности принять страдания, принести себя в жертву, В сфере имущественных отношений Г. считал необходимым основываться на принципе апариграхи - нестяжательства, призывая богачей умерить свою алчность и откликнуться на нужды нищих и голодающих. Этот принцип - важная составная часть проповедуемой им морали аскетизма. Весь комплекс моральных норм, по Г., объединяется всеобщим моральным законом, божественным по своему происхождению. Под его воздействием происходит процесс нравственного совершенствования индивида, в результате чего полностью устраняются эгоистические устремления, Важнейшим средством его реализации провозглашается самоанализ, контроль над мыслями, словами и поступками. Основанные на религиозно-идеалистических принципах, этические представления Г., с помощью к-рых он решал проблемы политики, повседневной жизни, оказали большое влияние на нравственное сознание различных социальных слоев Индии.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.