ДЬЮИ (DCWEY) Джон

ДЬЮИ (DCWEY) Джон
(1859-1952) - один из основоположников и гл. систематизатор идеалистической философии амер. прагматизма; автор т. наз. инструмеинталистской версии прагматизма, в контексте к-рой развивались и его этические взгляды. Отказываясь от неопозитивистской традиции, восходящей к Юму, Д. не делает принципиального различия между ценностными (в т. ч. моральными) и эмпирическими суждениями. Исследование, по Д., занимает такое же место в морали, какое и в науках о природе. «Исследование» же он понимает как процесс преобразования неопределенной, проблематической ситуации в определенную, решенную. При решении моральной проблематической ситуации необходимо, согласно Д.. «найти правильный тип действия, вернее, благо». Наиболее удачное решение проблемы, основанное не на интуиции, а на разуме, т. е на учете всех условий и взвешивании вариантов, и будет благом. Т. обр.. специфика морали как особой формы общественной регуляции человеческого поведения затушевывается, а этика сливается с общей теорией оценок. Выступая против абсолютизации этических категории (долга, справедливости, нравственного идеала и пр.), отвергая понятие высшего блага, Д. фактически подменяет нормативную этику релятивистской, инструментальной и индивидуалистической, Каждая моральная ситуация, по Д. является уникальной, обладающей своим незаменимым благом и имеет свою собственную единственную цель. Стремясь избежать обвинений в субъективизме, внутренне присущем его этической концепции, Д. указывает на необходимость различать то, что в каждой конкретной ситуации желается, и то, что желательно; то, что удовлетворяет кого-то, и то, что удовлетворительно. Во втором случае мы приписываем данному объекту ценность. Но это различение остается чисто словесным, т к. не имеет у Д. объективного критерия. Д. возражает против нередко приписываемого прагматизму принципа «Цель оправдывает средства» (Цели и средства). Хотя средства и могут быть оправданы только целью, использование нек-рых средств помимо достижения цели может дать, по Д, такие побочные результаты, к-рые обесценят саму цель. На эти положения, как и на свои этические взгляды в целом, Д. опирается, осуждая революционные преобразования об-ва, к-рые устремлены якобы к общим и неосуществимым идеалам. Д. выступает за частичные улучшения в рамках частных ситуаций и совершенствование существующих отношений путем постепенного накопления этих улучшений, Д. стоит на позициях мелиоризма, признавая амер. об-во несовершенным, он убежден в возможности его улучшения. При этом буржуазная демократия амер. типа объявляется им непременной предпосылкой как нормального функционирования социальных институтов, так и удовлетворения потребностей и интересов каждого индивида. Этика Д. носит апологетический характер и служит теоретическим обоснованием буржуазного реформизма. Этические взгляды Д. изложены в трудах: «Этика» (совместно с Дж. Тафтом, 1908), «Реконструкция в философии» (1920), «Человеческая природа и поведение» (1922), «Теория оценки» (1939) и др.


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»