КОМТЭ (COMTE) Огюст (1798-1857)

КОМТЭ (COMTE) Огюст (1798-1857)
- фр. философ, основатель позитивизма. Этические взгляды К. органически связаны с его философией и социологией. Из учения позитивной философии К. следует взгляд на отдельного индивида как на члена рода, правила поведения к-рого определяются не личными интересами, а общим порядком вещей; изолированный индивид есть лишь абстракция. В законах этики, по К., и выражаются постоянные условия совместной жизни людей. Основание морали - не польза, предполагающая длительную общественную связь, а социальный инстинкт, или влечение к общественной жизни, к-рое основывается на чувстве и не зависит от личного интереса. Взгляд этот, согласно собственному признанию К., восходит к моралистам шотландской школы - Юму к Адаму Смиту. Личные инстинкты преобладают в индивидуальной жизни. В семье, к-рая представляет собой первый социальный организм, зарождается симпатия, освобождающая разум от эгоистических склонностей и научающая индивида жить для др. В общественной жизни человек руководствуется интеллектуальными способностями, здесь свободное развитие получают социальные инстинкты и как результат этого возникает внутреннее удовлетворение, не зависящее ни от поощрений, ни от наград. На основе чувства принадлежности к социальному организму у человека формируется понимание роли личного деяния для об-ва в целом, развиваются самые благородные черты и природные склонности, а дурные инстинкты или отмирают, или начинают служить общественному благу. Наивысшая моральная идея - идея человечества, развитие к-рого обусловлено соединенным действием индивидуальных и социальных сил. В созданной К. «религии человечества» в качестве принципа социального общежития выдвигается «любовь», в качестве основания - «порядок» и в качестве цели - «прогресс». Несмотря на отдельные глубокие положения, этика К. - идеалистическая в своей основе, теснейшим образом связанная с идеей эволюционизма. Непонимание роли классовой борьбы и революций в истории об-ва привели К. к антинаучному выводу, что гл. трудности на пути общественного развития не социально-политического, а морального порядка. Устранить их может только прогресс идей и улучшение нравов (Морализирование). Этическое учение изложено гл. обр. в осн. соч. К.-«Курс позитивной философии» (1830-42).


Словарь по этике. — М.: Политиздат. . 1981.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»