- КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ
- (лат. complexus - связь, сочетание, совокупность, система) - выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к-рого состоит в обеспечении тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся. При таком подходе воспитательный процесс выступает как система (сочетание ряда элементов, составляющих сторон), в к-рой все элементы взаимосвязаны, образуют органическое единство, взаимно влияют друг на друга и только в единстве обретают возможность полного раскрытия. К. п. к в противостоит как одностороннему подходу, когда тот или др. элемент абсолютизируется и тем самым неизбежно искажается, так и хаотично-бессистемному, при к·ром -сознательно или неосознанно - воспитание представляется неким конгломератом несвязанных, обособленных воздействий, произвольно осуществляемых вне свяам с целым. Осн. особенность К. п. к в. - это требование органического единства трех его сторон: идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. В. И. Ленин говорил, что судить о человеке, будь то руководитель или рядовой боец, необходимо, беря в единстве его политические, деловые и моральные качества. Именно эти качества образуют «идейно-нравственный стержень» личности, определяют общую социально-положительную направленность ее ценностных ориентации, составляют «ядро» активной жизненной позиции. К. п. к в. предполагает также учет особенностей различных групп трудящихся, т. е. дифференцированный подход к объекту воспитания. Отсюда возрастание роли трудовых коллективов как осн. ячеек социалистического об-ва, в к-рых «большие понятия политики и экономики переводятся на язык практики...» (Брежнев Л. И. Ленинским курсом, т. 6, с. 331). Дифференцированный подход к воспитанию позволяет индивидуализировать воспитательные усилия, учесть специфику каждой социальной и возрастной группы населения, трудового коллектива, а через коллектив» и отдельной личности. Устанавливая оси. направления воспитательной работы, К. п. к в. предполагает разнообразие методов, форм и средств в зависимости от конкретных условий и особенностей т^х, на кого направлено воспитательное воздействие, что позволяет добиваться максимальной его эффективности. Как продуманная во всех деталях система воспитания, функционирующая на различи ых уровнях общности - от общенародной, общегосударственной (системы коммунистического воспитания трудящихся до воспитательной работы в каждом трудовом коллективе, составляющей органическую часть социального планирования, - К. п. к в. прямо нацелен на решение задачи всестороннее, целостного развития личности. ЕГО осуществление есть непосредственный переход от провозглашения гармонического развития личности целью коммунистического воспитания к ее конкретной реализации в условиях развитого социализма. К. п. к в. способствует формированию личности социалистического типа, определяя характер ее ценностных ориентации, нравственных, гражданских качеств (единство слова и дела, морально-политическая надежность, активная жизненная позиция) . Та^ой подход стимулирует стремление личности к непрерывному возвышению потребностей, к духовному росту, к наиболее полной отдаче об-ву всех своих сил и способно ориентирует на самовоспитание и самосовершенствование. Роль данных форм воспитания возрастает в условиях развитого социализма, особенно если учесть всеобщность не только объекта воспитания (это практически все люди - и те. кто только вступает в жизнь, и те, кто уже получил определенную идейно-нравственную закалку), но и его субъекта. Все члены социалистического об-ва так или иначе включены в многосторонний процесс коммунистического воспитания и несут ответственность за его результаты.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.