- ПЕССИМИЗМ
- (лат. pessimus - наихудший) - воззрение, согласно к-рому в мире преобладает зло, человек обречен на страдания и будущее не обещает ему ничего хорошего. Противоположен оптимизму. Настроения П. обычно порождаются ломкой устоявшихся общественных отношений, когда отдельные социальные группы или целые классы теряют под собой. историческую почву и обречены на исчезновение. Пессимистические настроения порой распространяются и в среде трудящихся, к-рые угнетены экономически и социально и не видят путей и способов изменить свое положение, не видят, «какие общественные силы способны принести избавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки» (Ленин В. И., т. 20, с. 102). Настроения обреченности и бесцельности существования трагически влияют на жизнь человека и нередко приводят его к гибели. Это отчетливо проявляется в кризисные периоды истории (когда мн. люди переживают крушение своих идеалов), а также в периоды засилья реакции и антидемократизма, когда человек лишен духовной свободы и возможности творчески относиться к своей социально-политической деятельности. Черты П. заметны уже в поэзии эпохи разложения первобытнообщинного строя. Так, греч. поэт Гесиод (VIII-VII в. до н. э.) считал, что горя и страданий человеку «избегнуть никак невозможно»: такова воля богов. П. в оценке человека присущ этике стоицизма. Пессимистична в основе своей религнозная мораль. Согласно христианскому учению, мир пребывает во зле, а человек греховен по своей природе. «И возненавидел я жизнь... - читаем мы в Библии слова Екклезиаста, - ибо все суета и томление духа... Все произошло из праха, и все возвратится в прах»; «Человек рождается на страдание», - говорится в книге Иова. В религии буддизма все, что привязывает человека к жизни, признается причиной страданий. Правда, религиозная мораль «смягчает» свой П. признанием возможности избавиться от горя и страданий в потустороннем мире (христианство) или в состоянии нирваны, т. е. при полной отрешенности человека от всего земного (буддизм). Но подобный оптимизм иллюзорен: он строится на отрицании ценности реальной жизни человека, на эсхатологических чаяниях, на ожидании конца мира, на вере в пришествие мистического царства духа. Распространение настроений П. в новое время вызвано социальными противоречиями, связанными с периодом становления, а затем господства и гибели капиталистических отношений. В литературе и поэзии он находит непосредственное выражение в декадентском восприятии действительности. «Горечь и скука-вот вся наша жизнь; она такова, ибо мир - ничтожество... - говорит итал. поэт-романтик Дж. Леопарди. - Судьба уделила нашему роду одну только смерть». Складываются и философские концепции П. Напр., по Шопенгауэру, желания человека никогда не смогут быть удовлетворены и поэтому «жизнь со всех сторон по существу своему -страдание». Избавиться от него можно, лишь отказавшись от воли к жизни. Развивая идеи Шопенгауэра, Э. Гартман полагает, что человечество, осознав невозможность счастья, неизбежность и вечность страданий, признает существование мира абсурдным и проникнется жаждой небытия. Их нем. последователь Ф. Мейнлендер говорит уже о воле к смерти, т, к. др. цели у человечества в гибнущем мире быть не может. Своеобразную концепцию П, развил Ницше. Отвергая философию упадка и П. шопенгауэровского типа, Ницше (ради достижения идеала сверхчеловека) призывает к оправданию жизни, в т. ч. и «ее наиболее ужасных, двусмысленных и лживых сторон». Смертельную борьбу со слабыми, предрасположение к жестокому, злому, ужасному он называет дионисским П. или П. силы. Эту идею у Ницше заимствовали и истолковали в расистском духе идеологи фашизма. Для О. Шпенглерз, назвавшего себя «решительным пессимистом», человечество является «зоологической величиной». В совр. философии пессимистическое воззрение выражено, напр., в экзистенциализме (идея свободы и бытия для смерти и т. п.). Марксистская этика отвергает пессимистическое воззрение на мир, т. к. оно находится в противоречии со всей историей развития об-ва и парализует социальную активность человека. Она связывает этот вопрос не просто с тем, каково соотношение добра и зла в каждый конкретный момент (в истории часто зло торжествовало над добром), а с пониманием законов поступательного развития об-ва, представлением о социальном и моральном прогрессе. Поэтому правильный взгляд на действительность, противоположный П., подразумевает не отрицание существования социального и морального зла, а понимание необходимости борьбы с ним.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.